ИНТРО ИСТОРИЯ ДИСКОГРАФИЯ ВИДЕОГРАФИЯ ФОТО БИБЛИОТЕКА ФОРУМ ССЫЛКИ



"Пока мы танцуем рок-н-ролл, мы живы!" (интервью с лидером группы НАТЕ!)



Александр Перегуд, журнал ОКОРОК № 2, июнь 1989




Слухи о крутой питерской команде НАТЕ! и ее неугомонном лидере Славе Задерии бродили в рок-кругах давно. Причем такие, что приводили в ужас не только партийных работников, но и некоторых (слабонервных - прим. Ури) рокеров. Рассказывали, что Слава выходит на сцену с огромным макетом комсомольского билета и, вдоволь поиздевавшись над ним, вышвыривает в зал на растерзание публики. А во время одного из московских концертов в 86-м году, когда ребят хотели связать ретивые стражи порядка (всяко бывало - застой-с), 3адерий спасся бегством, предварительно разломав решетку и выпрыгнув из окна, и снискал этим уважение московских рокеров. Рассказывали и другие "занятные" вещи, о которых не хочется здесь упоминать. Эти слухи дошли, видимо, и до наших властей, которые запретили НАТЕ! участвовать в "Диалоге-88". Но время идет, демократизация вышибает запоры в самых высоких кабинетах, и в этом году - о, радость - Слава смог приехать в Могилев.

Этот материал не является пересказом краткого интервью, а представляет собой результат трехдневного общения с группой НАТЕ!

Первая могилевская репетиция началась с уже ставших традицией в рок-сообществе технических неполадок. Слава спокойно беседовал в гримерке с лидером одесского КОШКИНОГО ДОМА (раньше – Кроссворд) Максом. Но ваш покорный слуга прервал эту идиллию.

О: Слава, если бы тебе пришлось представлять НАТЕ!, что бы ты сказал?

СЗ: Знаешь, не надо нас представлять. Давай мы просто выступим и все.

О: Вернемся к началу твоей рокерской карьеры. Когда и как возникла АЛИСА?

СЗ: АЛИСА была собрана на обломках хард-рок-квинтета ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР и конкурирующей команды ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ. Случилось это в марте 83-го. Называлась группа первоначально МАГИЯ. Состав: я - бас, вокал; М.Нефедов (барабаны), Пульх Кондратенко (клавиши), А.Шаталин (гитара). Был еще вокалист Олег Эльтиков... Этим составом пытались прорваться на 1-й смотр-конкурс рок-клуба, но безуспешно. В следующем году сменили название и вокалиста (АЛИСА + Борис Борисов - вокал,сакс)... На 2-й конкурс мы прошли. Представили программу "Кривозеркалье" (тексты мои и Ильи Утехина).

О: А как у вас появился Кинчев?

СЗ: Мы познакомились в феврале 85-го. Костя тогда играл во множестве безвестных команд. Мы помогли ему записать альбом "Доктор Кинчев и группа СТИЛЬ" (март 85-го), Костя занял место Бориса, АЛИСА сделала программу из его необычайно сильных и интересных песен и стала лауреатом 3-го фестиваля. Стилистика менялась в сторону рок-н-ролла (первоначально играли "хард" - прим. ред.), песни отличал мелодизм, совершенные аранжировки. Спустя месяц (после фестиваля), усиленные флейтистом-трубачом Олегом Васильевым, мы показали новую программу. Там были "Мы вместе", "Иди ко мне". Потом вместо Андрея на гитаре стал играть Петя Самойлов. Как видишь, состав часто менялся, и в ноябре 85-го го¬да АЛИСА фактически распалась. Некоторое время я репетировал с Пашей, Мишей, Андреем и певицей-гитаристкой Терри (Л.Колот - прим. Р.Гуд), однако этот альянс распался, так и не дав ни одного концерта... Тем не менее, весной 86-го АЛИСА была восстановлена, и к фестивалю появилась программа "По ту сторону добра". Это был мой завершающий этап с АЛИСОЙ.

О: Почему с АЛИСОЙ остался Костя, а не ты, ведь идея АЛИСЫ - твоя?

СЗ: Да. Но тусовка-то уже знала АЛИСУ и Костю (как лидера группы - прим. ред.), а ломать построенное не хотелось. И когда я почувствовал необходимость реализации собственных идей, я просто извинился перед Костей, и мы расстались друзьями… Собственно, вопрос был только в названии. Когда ребята собрались репетировать мою программу, названия еще не было. Однажды я спросил парней: "Что, хотите название? Ну НАТЕ вам название!... С этой глупой фразы и пошло - НАТЕ!

О: Нате. А что вы даете публике?

СЗ: Мы? Да в общем-то, все хорошее стараемся отдать, что в нас есть. Любовь, добро, радость, красоту…

О: Я бы назвал вашу программу, прозвучавшую на фестивале, эротическо- политической. Что ты скажешь по этому поводу?

СЗ: Да я уже сказал, вообще-то: лучше секс, чем MX.

О: А как тебе фестиваль?

СЗ: Все очень здорово. У вас здесь очень люди хорошие, да и давление властей сверху не ощущается. Я думал, что наш вчерашний концерт в Могилеве - последний. Ан нет! Все нормально. Мы и сегодня с удовольствием отыграли. Я впервые в Белоруссии. Она, оказывается, в самом деле Белая, т.е. свободная.

О: И еще один вопрос: что такое рок-н-ролл?

СЗ: Танец.

О: Неужели только танец?

СЗ: Ну да, танец. Только не надо понимать под танцем то, что происходит в дискотеке или ресторане. Танец - это и есть высшая гармония мира. Танец - это вечное движение вперед, состояние ума и души. И пока мы танцуем рок-н-ролл, мы ЖИВЫ! И чего-то стоим.

На этом месте Слава умолк и, пользуясь терминологией наших маститых писак, в глазах его промелькнула грусть. А я подумал, что он совсем не такой рубаха-парень и смутьян, как иногда кажется. Скорее, наоборот. Запомнился случай, когда во время прогулки по Могилеву Слава все восхищался цветущей сиренью, даже намеревался сорвать одну из веток. Это "покушение" узрела хозяйка дома и, как водится, вылила на него целый поток брани. В ответ на это Слава молча сделал "руки по швам", наклонил голову, как бы извиняясь, и сказал:"Простите, пожалуйста. Я обязательно посажу целых два дерева". Хозяйка от изумления проглотила язык, а тусовка - как и положено - покатилась со смеху...

Ночью перед отъездом происходило "братание" московских, ленинградских, одесских, могилевских музыкантов. Макар из ПОСТОЯЛОГО ДВОРА спел "Белую птицу", и веселье в момент улетучилось с лица Задерия: он вспомнил своего друга Сашу Башлачева. Взял гитару, спел Сашину песню, и все долго сидели молча, отдавая дань уважения этому удивительному человеку, вобравшему в себя всю нашу боль и так трагически, и так рано ушедшему из жизни...




Центр Живого Рока - Могилевский контркультурный союз


© Святослав Задерий, 2009