Гараж в СССР. Хрустальный Шар (Ленинград)
Ещё одна из полузабытых ленинградских групп, чьи достижения оказались в тени последующих проектов их участников... Непременный участник любой приличной отечественной рок-энциклопедии, чрезвычайно популярная в начале 80-х по всему Советскому Союзу (даже до Волгограда доходили записи - аккурат между Машиной Времени и Динамиком), предвосхитившая практически всё творчество Алисы, Нате и доброй половины ленинградских групп второй половины 80-х, Хрустальный Шар записали всего один демо-альбом и один концертник. Хрустальный Шар был образован в олимпийском мае 1980 года Святославом Задерием (уже успевшем поиграть в школьной команде Звездочёты (локально прославились рок-оперой по мотивам "Руслана и Людмилы" А.С.Пушкина) и потом в более взрослой Летающей Крепости) и уже в ноябре группа играет на "разогреве" у гремевших тогда Россиян. Зиму 1980-1981 и лето 1981 Хрустальный Шар играет на различных танцплощадках (Парголово, Борисова Грива) и в ноябре 1981 команда принимается в Ленинградский рок-клуб. К этому времени состав Шара не то чтобы стабилизировался, однако стал действительно БОМБОВЫМ: Анатолий Христиченко (вокал), Святослав Задерий (бас, бэк-вокал, вокал), Владимир Богатырёв (гитара), Павел Кондратенко (клавишные), Михаил Нефёдов (барабаны), Юрий Шлапаков (звук). Поначалу группа играла ортодоксальный, приблюзованный хард-рок, с глубокомысленными, полными аллегорий и подтекстов текстами (см. название группы. Существует история об одном из хитов Шара песне "Розовый бокал": "Как всякая уважающая себя рок-группа, "Хрустальный Шар" имел связи с Ленинградским Рок-клубом. 19-ого ноября 1982 он выступил в одном концерте со "Странными Играми". То выступление было и триумфом, и скандалом. Народ отрывался под заводную "Рулетку", люди прыгали на своих местах, что, как вы понимаете, было небезопасно в условиях сидячего партера. Но всё бы хорошо, если бы музыканты не решили спеть те песни, тексты которых не были залитованы. Таких песен было много, все они были громкими, балансирующими на грани сюрреализма и романтики ночных баров. "Любовь Выходит На Охоту", "Королева Бара" и "Будет Чистым Как Кристалл Жизни Розовый Бокал". Многострадальный "Розовый Бокал" был не только раздражающим фактором для заведующих репертуарными отделами различных клубов, но и одним из поводов многочисленных противоречий, раздиравших группу изнутри. Самолюбивый и не редко заносчивый Кролик (Анатолий Христиченко) никак не хотел петь текст этой композиции так, как он был первоначально задуман Задерием, и превращал красивую метафору "жизни розовый бокал" в приземлённую фразу "в жизни розовый бокал", тем самым в корне меняя смысл песни. Задерий, являясь лидером группы, не мог терпеть подобных вольностей зарвавшегося Христиченко, и в марте 1983-его было принято решение о смене вокалиста. Примерно в тоже время состоялась свадьба Богатырёва, положившая конец его участию в группе.). Однако в дальнейшем музыка Хрустального Шара стала более разнообразной - появились настоящие, сногсшибательные, хулиганские рокенроллы ("Обаятельный блондин", "Девушка из общежития", "Рулетка", "Нахал" - через несколько лет эстетику этих композиций возьмут на вооружение Маньяки и Время Любить), команда стала уделять внимание сценическому шоу (театрализацией, гримом и пантомимой вплотную приближаясь к глэму а-ля T.Rex), а хардовые боевики стали уже не столь прямолинейны - отчасти благодаря невероятной гитаре Богатырёва и клавишным Кондратенко. На единственном сохранившемся альбоме Хрустального Шара "Продавец песен" (по одной из версий, это вообще репетиционная запись) потенциал музыкантов не так расрыт, как на великолепном, драйвовом концертнике 1983 года.
Вот что вспоминает одна из посетительниц концерта Хрустального Шара: "Память человеческая – удивительная штука. Чем дальше во времени отодвигается то ли иное событие, тем более монолитным и целостным оно представляется, и тем проще передать его сущность в двух словах. Со времени описываемого события прошло более двадцати лет, а я до сих пор помню его, как что-то очень большое и светлое. Большим было все: и сцена, на которой выступали музыканты, и зал, в котором почему-то были очень длинные ряды, и сам концерт казался очень длинным по времени. Хотя, наверное это так и было на самом деле – судя по аудио-кассете, выпущенной на безымянном лейбле под рубрикой «Архив русского рока». На ней, похоже, записан именно этот концерт, и выступление «Хрустального шара» занимает около полутора часов. А перед ними выступали еще и «Странные Игры», которые, как я полагаю, играли не меньше. По крайней мере я помню, что несмотря на ноябрь месяц мы приехали на концерт еще засветло, а уезжали поздним вечером. Ощущение же света создается тем, что в зале было непривычно (по сегодняшним меркам) светло. Не знаю, то ли окна были там, то ли просто свет не гасили, но разницы в освещении сцены и зала не было никакой. Я совершенно не помню, где проходил концерт, но, судя по сохранившейся проходке, доехать до места его проведения можно было от метро Владимирская. Произведя некоторые логические умозаключения, прихожу к выводу, что концерт проходил именно на Рубинштейна 13.
В силу известных общественных устоев тех времен и своего юношеского возраста, никакой глобальности в происходившем событии я не видела: просто знакомые ребята собрались поиграть. И кто мог подумать, что через двадцать лет все эти «игры» будут расцениваться как легенды, как этапы зарождения русского рока. Но так или иначе, вечером 19 октября 1982 года я восседала на довольно неудобном откидном кресле где-то ряду в пятом. Почему в пятом, а не в первом – это для меня теперь является загадкой. Но, видимо, как в кино – на первом ряду пришлось бы голову задирать. Не очень удобно. «Странные Игры» на тот момент мне действительно показались странными. Чем-то они напоминали теперешний «АукцЫон» - такие же шумные и беспорядочные. И, хоть убейте, мне думается, что по сцене, среди многочисленных музыкантов группы, дефилировал Олег Гаркуша – другой подобной колоритной фигуры в нашей рок-культуре тогда не было. Из множества прозвучавших композиций запомнилась песня «Метаморфозы». Забавная такая вещица. Отыграв свою программу, «Странные Игры» уступили место «Хрустальному Шару». После громоздкости «Игр» (музыкантов, как мне кажется, было не меньше, чем в нынешнем «Ленинграде»), наши пятеро ребят, разбредясь по разным сторонам сцены, казались совершенно потерявшимися. «Мы не будем пудрить вам мозги метаморфозами, мы вернем вас на землю и сыграем вам настоящий тяжелый рок!» - Думаете, я помню эту фразу? Да ничего подобного, просто я поставила в магнитофон уже упоминавшуюся выше кассету. А вот тот восторженный ужас, который я испытала, когда заиграла «Королева Бара», я помню. Исполнять эту песню было строжайше запрещено. «Горячим рукам в постели», как, впрочем, и «Жизни розовому бокалу» не могло быть места в социалистической культуре. Интересно, как себя чувствуют те муз-редакторы (или как их там называли), когда сегодня слушают радио или (о, ужас!) включают телевизор? Хотя, привыкли наверное уже. И когда через некоторое время на сцене вырубился микрофон, я подумала, что настал час расплаты, и сейчас всех наших погонят со сцены. Но нет, в тот раз обошлось. Хотя, как известно, подобные прецеденты нередко случались впоследствии, и не только с «Шаром». Сейчас, слушая запись, я понимаю, что ребята волновались. Андрей («Кролик»-Христиченко) неоднократно забывал и путал слова, гитара порой не попадала в ноты (хотя кто осмелится упрекнуть Вову Богатырева отсутствием мастерства?), но на общую картину выступления это никак не влияло. Слава Задерий, как всегда, совмещал роли ведущего шоу, бас-гитариста и второго вокалиста. При всем моем огромном уважении к этому человеку песни в его исполнении мне никогда не нравились. Ни «Герла в общаге», ни «Нахал», меня, как теперь говорят, не цепляли. Хотя, надо сказать, современное молодое поколение придерживается несколько иного мнения. А вот «Рулетка» - тот же, в принципе, рок-н-ролл, - исполняемая Андреем, была в числе моих любимых песен. Люди в зале (их было довольно много) визжали и прыгали на своих местах. Энергетика была сумасшедшая. О каждой из прозвучавших песен можно говорить в отдельности. «Малыш» - одна из любимых моих вещей. Фраза «Пойми, что побеждает только тот, кто первый нанесет удар» практически стала девизом всей моей жизни. Притча-сказка «Джек-Никак», «Цирк»… Все эти композиции, помимо энергетического посыла, несут в себе и огромную смысловую нагрузку. Это сейчас я знаю, что авторами большинства текстов были А. Старшинов и А. Ильин (низкий им поклон), а тогда авторство неразрывно связывалось с личностями исполнителей – настолько прочувствованно доносили они эти песни до слушателей. Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать о том концерте в рок-клубе. Эти же песни в начале 80-х звучали и на других площадках: Борисова Грива, ДК в Понтонном, Кузьмолово, завод «ЛенТрубЛит»… Можно говорить об этом бесконечно, но как недавно заметил Андрей Христиченко, «я еще недостаточно стар, чтобы развестись на мемуары». Что-то вдруг закралось подозрение – а может, та запись, на которую я опираюсь в своих воспоминаниях, и не с того концерта, а с какого-нибудь еще? Их ведь было немало. А, впрочем, какая разница? Песни-то были те же, атмосфера та же, ребята играли те же, и голос… Тот самый голос, который теперь, спустя без малого четверть века, вновь ожил для меня, хоть и принес «уже другие вкусы, совсем другие ритмы»…
К сожалению, в марте 1983-го группа распалась. Задерий тут же предпринял попытку реанимации с новым составом, однако первая же репетиция закончилась дракой между музыкантами... Дальнейшая судьба участников Хрустального Шара сложилась по разному. Задерий, пройдя в 80-е через Алису и Нате, к сегодняшнему дню превратился в героя журнала "Паддингтон", Нефёдов до 2003 года играл в Алисе, Анатолий Христиченко пел в Хру.Ша., Жаворонки, Меконии и Ай-Хо, после чего эмигрировал в Израиль, где продолжил заниматься музыкой...
uragany
|
|