ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР
Хотя эта питерская
рок-группа первой половины 80-х не оставила после себя
профессиональных записей, а её название сегодня вспоминают
разве что в связи с именами игравших в ней музыкантов,
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, без сомнений, имеет право на место в истории,
а его музыка - сложись судьба группы чуть более счастливо -
могла бы украсить собой анналы питерской
рок-классики.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР
организовал ныне известный (а в то время двадцатилетний)
питерский музыкант Святослав "Слава" Задеpий. Он pодился 30
июня 1960 в Ленингpаде, а его пеpвой настоящей гpуппой стали
школьные ЗВЕЗДОЧЁТЫ, где он игpал на гитаpе и пел в 1976-1978.
ЗВЕЗДОЧЁТЫ замахнулись, ни много, ни мало, на рок-оперу
"Руслан и Людмила" (на сюжет поэмы А.С.Пушкина) - в то время
весь отечественный рок, от мала до велика, мыслил
исключительно крупными формами, операми, сюитами и
концертуальными альбомами, хотя мало кто располагал
соответствующими
возможностями. Осенью 1978 трое
бывших ЗВЕЗДОЧЁТОВ влились в pяды конкурирующей группы
ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, которая репетировала в одном из
подростковых клубов на Петроградской стороне, балансировала
между арт-роком, хардом и неизбежной в то время МАШИНОЙ
ВРЕМЕНИ и тоже стремилась играть собственный материал. В
КРЕПОСТИ Задерий сменил соло-гитару на бас и вскоре стал одним
из явных лидеров группы - наряду с гитаристом Лёшей
Ильиным. В мае 1980 в ЛЕТАЮЩЕЙ
КРЕПОСТИ произошёл раскол, в результате которого Слава Задерий
и их тогдашний барабанщик Алексей Полуэктов (ранее в КАКАДУ и
ЗЕРКАЛЕ) ушли и организовали собственную группу, которая и
получила имя ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР. Название было выбрано с умыслом:
образ хрустального шара (как сакрального символа из арсенала
алхимиков и сердневековых мистиков) был весьма популярен у
западных хард-рокеров - от STYX до DEEP PURPLE - что сразу
должно было настраивать слушателей на соответствующую музыку.
Гитаристом ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА стал Владимир Богатырёв
(р.01.09.61 в Ленинграде), игравший до этого в группе ЭРМИТАЖ,
которая, как и ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, окучивала танцплощадки
Всеволожского района. Они
устроились репетировать в ДК "Невский", но после первых же
репетиций уже слишком взрослый, чтобы заниматься
самодеятельностью, Полуэктов решил бросить рок-н-ролл. Пару
недель группе помогал тогдашний администратор "Невского",
сооснователь и первый барабанщик АКВАРИУМА
Анатолий "Джордж" Гуницкий, но хард, конечно, был не его
музыкой, да и занимался он тогда совсем другими вещами,
поэтому стабилизировался состав ШАРА лишь в июне, когда за
барабаны сел Михаил Нефёдов (p.10.01.61 в Ленингpаде), который
до этого ни в одной серьёзной группе не играл, а держать
барабанные палочки научился в родном ЖЭКе на Малой
Охте. В октябре 1980 ХРУСТАЛЬНЫЙ
ШАР перебрался на новую базу, в клуб Главной Водопроводной
Станции (ГВС) на улице Воинова, а его состав усилил певец,
гитарист и автор ряда песен КАКАДУ Александр Старшинов. Следом
за ним в ШАРЕ появился ещё один выходец из ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ,
клавишник Александр Кузнецов. (КРЕПОСТЬ к этому времени,
фактически, распалась, а Лёша Ильин вернулся в музыку лишь в
середине 80-х во главе группы
НОКАУТ.)
Полноценный дебют
ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА состоялся 16 ноября 1980 в клубе фабрики
"Большевичка", когда они разогревали зал для РОССИЯН на
сэйшене, который организовал Олег Калинин. В сезоне 1980-1981
группа выступила в городе ещё пару раз, в т.ч. в каком-то
клубе на Лиговке, в компании с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ и ЗЕРКАЛОМ, а
также играла на танцах в
Парголово. К лету группа добилась
мало-мальской известности, но тут же начались различные
сюрпризы. Для начала, в июне ушёл растерявший энтузиазм Саша
Старшинов. На его место был приглашён активный участник
разнообразных хипповских проектов, флейтист и отчасти певец
Михаил Малин, который в разное время сотрудничал с Игорем
Голубевым (позже ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН), недолговечной
супергруппой Александра Ляпина СТАЯ, ПЕПЛОМ и т.п. Лето
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР провёл, выступая на танцах в местности с
экзотическим названием Борисова Грива, которая запомнилась
музыкантам, в-основном, регулярными и жестокими драками
местной молодёжи. В сентябре, из
меркантильно-познавательных соображений Малин, прихватив с
собой гитариста Богатырёва, отправился на просторы Восточной
Сибири не то рубить, не то, наоборот, сажать лес. К
сотрудничеству с ШАРОМ были в спешном порядке привлечены
участники безымянного трио - Андрей "Кролик" Христиченко
(р.1.10.63 в Ленинграде), гитара, вокал, Сергей "Клипс"
Павлов, бас и Юрий Шлапаков (р.27.04.63 в Ленинграде),
барабаны - которые с эклектичным репертуаром собственного
сочинения концертировали, главным образом, по квартирам своих
и чужих друзей. Правда, альянс состоялся лишь отчасти:
Христиченко стал певцом группы, Шлопаков - звукорежиссёром, а
Павлов - просто общим приятелем. Пост гитариста получил чей-то
приятель Валера, фамилии которого история - за краткостью его
пребывания в группе - не
сохранила. ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР нового
образца устроился на танцплощадку в Кузьмолово, а 21 ноября
1981 был принят в Рок-клуб. Загремевшего в армию Валеру к тому
моменту сменил покаянно вернувшийся из сибирских вояжей
Богатывёв. Дебют группы на Рубинштейна, 13 был назначен на
конец года, однако, фатальное стечение обстоятельств (прорыв
труб топления, в результате которого часть помещений ЛМДСТ
оказалась затоплена!) помешало ему
состояться.
Более или менее
полноценный дебют группы в Рок-клубе состоялся в январе 1982.
Хотя особо удачным назвать его было трудно: скудная аппаратура
съела достоинства и без того не слишком профессионально
сыгранной музыки, он подтвердил, что у ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА есть
мощный потенциал. Хотя ШАР начинал с оpтодоксального хаpда, к
этому времени группе удалось отыскать начатки собственного,
весьма хаpактеpного мелодического языка, в котоpом энеpгия
прямолинейно-жёсткого pок-н-pолла двигала вперёд простодушные,
но вполне оригинальные мелодии, а череда куплетов и припевов
нанизывалась на выразительные хард-роковые риффы. На сцене
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, в отличие от большинства совpеменников,
пытался использовать элементы театpализации и пантомимы,
костюмерию и макияж - по сути дела, это был чистой воды глэм в
духе SLADE или T.REX. Репертуар
ШАРА включал, главным образом, песни Задерия ("Продавец Песен"
на стихи Глеба Горбовского и его собственная "Королева бара"
были явными заявками на хит); часть номеров ("Розовый Бокал",
"Лицемер" и т.д.) сохранились со времён ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ и
были сочинены Лёшей Ильиным, а ещё один потенциальный хит,
"Моя герла живёт в общаге" (этакий парафраз фольклорного
сюжета "Живёт моя отрада в высоком терему") принадлежал перу
лидера группы ТЯЖЁЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ, а ныне известного
художника Олега Котельникова. Между
тем, отношения группы с Рок-клубом складывались непросто: она
была вовлечена в запутанный конфликт с разделом какой-то
аппаратуры между ней и будущей МАНУФАКТУРОЙ;
местные эксперты относились к ней скептически, а концертов
практически не было. Лето 1982
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР провёл в Понтонной, а по окончании сезона впал
в спячку. Вскоре после этого группу покинул Саша Кузнецов,
место которого занял Константин "Швейк" Григорьев. Их второй
концерт в стенах Рок-клуба, вместе со СТРАННЫМИ
ИГРАМИ и ТАМБУРИНОМ, состоялся в марте 1982, но тоже не
прибавил группе славы, и сразу после него ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР
распался. В том же марте Задерий
предпинял попытку собрать новый состав, в который были
приглашены его старый коллега Алексей Ильин (экс-ЛЕТАЮЩАЯ
КРЕПОСТЬ), соло-гитара и Валерий Кирилов (в то время ПЕПЕЛ),
барабаны, но первая же репетиция закончилась дракой, и группа
умерла, не родившись. Последний гвоздь был забит в останки
ШАРА 3 апреля на концерте в Рок-клубе (КРАСКИ, Владимир Леви
(ТАМБУРИН) и Андрей "Кролик" Христиченко в сопровождении
сводной группы, в состав которой входили Алексей "Рыба" Рыбин
(экс-КИНО)
и Слава Задерий, игравший там на трубе), после которого
половина гостей и музыкантов оказалась в ближайшем
пикете.
Позднее в том же году
Кролик собрал новую версию группы - он сам, гитара, вокал,
Костя Григорьев, клавишные, Сергей "Клипс" Павлов (успевший
между делом отметиться в группе АСТЕРОИД), гитара, Олег Малый
(экс-ГЕРБАРИЙ), бас и Эдуард Шкалиев, барабаны - которой дал
усечённое имя ХРУ.ША. Группа просуществовала несколько месяцев
и распалась той же осенью. Между
тем, распустив ШАР, Задерий и Нефёдов организовали новый
квинтет, в который пригласили двух участников группы
ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ и очередного вокалиста. За следующий год
эта группа, сменив двух певцов, превратилась из ДАФНЫ в МАГИЮ,
а чуть позже взяла новое имя АЛИСА,
под которым и вошла в
историю. Задерий в 1986 ушёл из
АЛИСЫ, позднее собрав группы НАТЕ!
и MAGNA MATER. Нефёдов играет в АЛИСЕ по сей день. В НАТЕ! в
разное время играли Малин и Олег Малый. Богатырёв, Старшинов,
Полуэктов и Кузнецов покинули сцену. Кролик пытался петь в
КСК, потом создал экспериментальный проект СЕМЕЙНЫЙ СКАНДАЛ
(где с ним играл и Клипс Павлов), а в 1990 эмигрировал в
Израиль, где играл с группами 17 МИГОВ ВЕСНЫ и ЯГОДКИ. Павлов
также работал с ВНЕЗАПНЫМ СЫЧОМ и долго диджейстововал в
клубах Европы. Малин в середине 80-х изготовлял и продавал
нэцкё, стал первым проводником Брайана Ино по питерскому року,
а до НАТЕ! играл в ЦИВИЛИЗАЦИИ Z. Позднее он занялся
электронной музыкой (FANTOM), имел неприятности с законом, а в
1996 умер от цирроза печени. За
время своего существования ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР сделал несколько
концертных записей, которые имели хождание в магнитоиздате,
однако, их песни так и не были записаны профессионально и, к
сожалению, никогда не издавались.
© Андрей Бурлака WWW.ROCK-N-ROLL.RU
|
|